Общий вид храмового комплекса в Дакшинешваре не изменился со времен завершения его строительства более ста лет назад. Он и сегодня представляет собой одну из самых внушительных достопримечательностей этой части течения Ганги.
Вид на Дакшинешвар, если смотреть вверх по течению с юга, теперь загораживают металлические конструкции большого моста, соединившего берега реки ниже храма. Но почитатель Рамакришны может, по крайней мере, испытывать удовлетворение оттого, что мост, некогда носивший имя одного из последних вице-королей, лорда Уиллингдона, переименован в мост Вивекананды в честь великого ученика Рамакришны.
Храмовый комплекс сейчас не так хорошо содержится, как можно было бы пожелать. Потрескались плиты мощеного двора, запущены и неухожены сады. Подгнивают некоторые строения, что происходит быстро в этом влажном тропическом климате. Толпы детей и взрослых требуют милостыни, пробуют всучить вам сувениры или наперебой предлагают постеречь обувь, которую полагается снять и оставить у входа в святое место. Но все это мелкие неудобства. Посетитель должен благодарить судьбу за то, что так хорошо сохранилось место, где провел Рамакришна свои зрелые годы.
С реки Дакшинешвар смотрится фасадом белого и терракотового цветов с
симметрично расположенными куполами. На первом плане, по верху речного берега,
вытянулась цепочка из двенадцати храмиков, шесть по каждую сторону от ступеней
для купания, поднимающихся к внушительному порталу, который ведет во внутренний
двор. С воды храмики загораживают вид на здания во дворе, исключая только
центральное здание, храм Кали, возвышающийся надо всем.
Двенадцать храмиков посвящены Шиве — крыши под остроконечными куполами, по замыслу строителей, имитируют в камне высокие соломенные крыши бенгальской деревни. Храмики совершенно одинаковы как внутри, так и снаружи. В них нет изображений бога, только стоит каменный столб, который называется линга, это обычный символ, используемый при поклонении Шиве. Линги бывают разного размера и формы, те, что в Дакшинешваре, примерно в три с половиной фута высотой. Обряд их почитания достаточно прост — под молитвенный распев к ним возлагаются листья бильвы, рис, створоженное молоко, мед. Подножия столбиков окружены круговыми чашами, куда попадают приношения и потом смываются через желоб.
Храм Кали — строение очень большое, но при этом святая святых, где
находится изображение богини, довольно тесное помещение и места в нем хватает
только священнослужителю, отправляющему обряды, и всего нескольким молящимся.
Остальные толпятся на открытой террасе перед храмом или на мраморных ступенях,
ведущих к ней. Явное несоответствие размеров храма и молельни имеет свою
причину: индус рассматривает храм как символ человеческого тела. Молельня в
теле храма символизирует сердце — местопребывание Атмана в человеке. Священные
книги индусов учат нас смотреть на всеохватного Брахмана, как на то, «что
больше самого большого», Атман же, находящийся внутри нас, для облегчения
медитации представляется «размером с большой палец». Следовательно, святая
святых и должна занимать небольшое место в храме.
Кристофер Ишервуд
Рамакришна и его ученики
#Дакшинешвар #храм #Богиня #Лингам #Шива #Калькутта #Атман #пуджа #паломничество
Комментарии
Отправить комментарий