К основному контенту

Как учил Рамакришна

 Соприкосновение с членами Брахмо усилило желание Шри Рамакришны встретить искателей, которые были бы способны следовать его наставлениям во всей их полноте. "Не было границ, - признался он однажды, - тому сильному стремлению, которое я чувствовал в то время. В дневное время мне как-то удавалось сдерживать его. Светская болтовня обывателей раздражали меня, и я тоскующе ждал дня, когда придут истинно мои любимые товарищи. Я надеялся найти утешение в беседах с ними, рассказывая им мои внутренние осознания. Всякая мелкая случайность напоминала мне о них, и мысли о них целиком завладевали мною. Я уже раскладывал по полочкам в уме - что я должен буду сказать одному и дать другому, и так далее. Но когда день подходил к концу, я уже не мог сдерживать свои чувства. Мысль о том, что еще один день прошел, а они не пришли, удручала меня. Когда во время вечерней службы храмы оглашались звуками колоколов и раковин, я забирался на крышу кутхи в саду и, корчась от сердечной тоски, кричал что было сил: "Придите, мои дети! О, где же вы? Я не могу жить без вас". Никогда ни мать не тосковала так по своему ребенку, ни друг по своим товарищам, ни любовник по своей возлюбленной - как я тосковал по ним. О, это было неописуемо! Вскоре после этого периода острой тоски поклонники начали приходить".


Примерно в 1879 году заметки о Шри Рамакришне, которые время от времени появлялись в периодических изданиях Брахмо, начали привлекать к нему будущих учеников из образованных слоев бенгальской буржуазии, и они продолжали приходить вплоть до 1884 года. Но и другие, тоже, приходили, чувствуя неуловимую силу его притяжения. Это была постоянно сменяющаяся толпа людей всех каст и всех убеждений: индусы и брахмосы, вайшнавы и шакты, образованные с университетскими степенями и неграмотные, старые и молодые, махараджи и нищие, журналисты и актеры, пандиты и поклонники, философы и стремящиеся к материальным благам, гйани и йоги, люди действия и люди веры, добродетельные женщины и проститутки, чиновники и бродяги, филантропы и карьеристы, драматурги и пьяницы, созидатели и разрушители. Он одаривал их всех, не скупясь, из своего беспредельного запаса знания. Никто не уходил с пустыми руками. Он учил их высокому знанию Веданты и щемящей душу любви Пуран. Двадцать часов в сутки он говорил без отдыха и передышки. Он дарил всем свое сочувствие и просветление и он волновал их той странной силой души, которая не могла не растрогать даже самых бесчувственных. И люди понимали его - каждый в меру своего разумения.

Но он всегда оставался добровольным инструментом в руке Бога, ребенком Божественной Матери, совершенно недосягаемый для мысли, что он учитель. Он часто говорил, что три идеи - что он гуру, отец и учитель - колют его плоть, подобно шипам. И все же он был незаурядным учителем. Он волновал сердца своих учеников больше каким-то неуловимым воздействием, нежели поступками или словами. Он никогда не претендовал быть основателем религии или организатором секты. И тем не менее он был религиозной динамо-машиной. Он был проверяющим истинность всех религий и вероисповеданий. Он был как опытный садовник, который подготавливает почву и выпалывает сорняки, зная, что растения будут развиваться под воздействием врожденной энергии семян, производя свойственные каждому из них цветы и плоды. Он никогда не навязывал никому своих идей. Он видел ограниченные возможности людей и работал по принципу: то, что хорошо для одного, может быть плохим для другого. Он обладал необычной способностью познавания умов поклонников, и даже их сокровенных душ, при первом же взгляде. Он принимал учеников, имея полное знание их прошлых склонностей и будущих возможностей. Ни порочная жизнь не пугала его, ни религиозная щепетильность не поднимала никого в его глазах. Он видел во всем непогрешимый перст Божественной Матери. Даже свет, который сбивает с пути, был для него светом от Бога.

Для тех, кто стали его близкими учениками, Учитель был другом, спутником и партнером по играм. Даже монотонная каждодневная работа по религиозному послушанию казалась более легкой в его присутствии. Поклонники были настолько опьянены чистой радостью при общении с ним, что у них не было времени спрашивать себя, был ли он Воплощением, совершенной душой или йогом. Само его присутствие было великим наставлением - слова были излишними.

Впоследствии его ученики отмечали, что в те годы, когда они были с ним, они относились к нему как к товарищу, но позднее трепетали при мысли о своих вольностях в присутствии такой великой личности. У них было убедительное доказательство того, что Учитель мог, просто по своему желанию, зажечь в их сердцах любовь к Богу и дать им способность увидеть Его.

Через все это веселье и шалость, развлечение и фривольность он всегда удерживал перед ними сияющий идеал Божественного Сознания и пути отречения. Он предписывал подъемы крутые или пологие - соответственно способностям карабкающегося. Он не позволял компромиссов по основным принципам. Ученик должен сохранять свое тело, ум, чувства и душу незапятнанными; должен иметь искреннюю любовь к Богу и неустанное стремление. Остальное должна была сделать Мать.

Свами Никхилананда
Биография Шри Рамакришны Парамахамсы




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...