Шанкара был брахмагйани, разумеется. Но в начале у него тоже было чувство разграничения. У него не было абсолютной веры в то, что все в мире есть Брахман. Как-то раз, когда он выходил из Ганга после омовения, он увидел одного неприкасаемого, мясника нагруженного мясом. По невнимательности этот мясник коснулся его тела. Шанкара закричал гневно: "Эй там! Как смеешь ты прикасаться ко мне?" "Уважаемый господин, - сказал мясник, - ни я не коснулся тебя, ни ты не коснулся меня. Чистое Я не может быть ни телом, ни пятью элементами, ни двадцатью четырьмя космическими принципами". Тогда Шанкара пришел в себя. Однажды Джадабхарата нес паланкин Царя Рахугана и в то же самое время вел беседу о Познании Я. Царь сошел с паланкина и сказал Джадабхарате: "Молю тебя сказать, кто ты?" Последний ответил: "Я "Не это, не это" - я Чистое Я". У него была совершенная убежденность, что он Чистое Я.
"Я - Он", "Я есть Чистое Я" - таково заключение гйани. Но бхакты говорят: "Вся вселенная есть триумф Бога". Кто признает богатого человека без его власти и богатств? Но совсем другое дело, когда Сам Бог, удовлетворенный преданностью искателя, говорит ему: "Ты то же самое, что и Я". Предположим, царь сидит в своей резиденции, а его повар входит в зал, садится на трон и говорит: "О Царь, ты и я - одно и то же!" Конечно, его назовут сумасшедшим. Но предположим, что однажды царь, довольный службой повара, говорит ему: "Иди, садись рядом со мной. Нет ничего плохого в этом. Нет разницы между тобой и мной". В таком случае, если повар сидит на троне с царем, нет никакого вреда в этом. Нехорошо для обычных людей говорить: "Я - Он". Волны принадлежат воде. Но разве вода принадлежит волнам?
В конце концов, все дело в том, что - не важно, по какому пути вы следуете - йога невозможна, пока ум еще не замолк. Ум йога находится под его контролем - он не находится под контролем своего ума. Когда ум замолкает, прана прекращает функционирование. Тогда достигается кумбхака. Человек может получить ту же кумбхаку также через бхактийогу: прана прекращает функционирование через любовь к Богу тоже. В киртане музыкант поет: "Нитай амар мата хати!" Повторяя это, он входит в духовное состояние и не может петь всю фразу. Он просто поет: "Хати! Хати!" Когда это состояние углубляется, он поет только: "Ха! Ха!" Так его прана останавливается из-за экстаза, и наступает кумбхака.
Допустим, один человек подметает двор своей метлой, а другой подходит и говорит ему: "Привет! Такого-то больше нет. Он мертв". Так вот, если умерший не родственник этому метельщику, последний продолжает свою работу, заметив мимоходом: "Ах! Как жаль. Он мертв. Он был хорошим малым". Подметание продолжается все равно. Но если умерший был его родственником, тогда метла падает из его руки. "Ах!" - восклицает он, и он тоже падает на землю. Его прана прекращает функционирование. Он не может ни работать, ни думать. Разве вы не замечали среди женщин, что если одна из них смотрит на что-то или слушает о чем-то в немом изумлении, другие женщины говорят ей: "Что? Ты в экстазе?" В этом примере, тоже, прана прекращает функционирование, и поэтому она остается безмолвной, с раскрытым ртом.
Будет недостаточным просто повторять: "Я - Он, Я - Он". Есть определенные признаки джняни. У Нарендры большие глаза навыкате. (Указывая на одного поклонника) У него также хорошие глаза и лоб.
Все люди ни в коем случае не находятся на одном и том же уровне. Говорится, что существует четыре класса людей: связанные, стремящиеся освободиться, освобожденные и вечно-свободные. Также не является непреложным фактом то, что все люди должны практиковать духовную дисциплину. Есть вечно-свободные и те, кто достигли совершенства благодаря духовной практике. Некоторые осознают Бога после интенсивного религиозного аскетизма, а некоторые совершенны с самого их рождения. Прахлада - пример вечно-свободного.
Вечно совершенные мудрецы, подобные Прахладе, также практикуют медитацию и молитву. Но они постигают плод, видение Бога, даже прежде своей духовной практики. Они как тыквы, на которых появляется сначала завязь, а потом цветы.
(Глядя на отца Ракхаля) "Даже если вечно совершенная душа рождается в низкой семье - все же она сохраняет свое врожденное совершенство. Она не может вести себя по-другому. Горошина, проросшая на куче коровьего навоза, все же вырастает в гороховую плеть.
Бог дает некоторым больше способности, чем другим.
В одном человеке вы видите это как свет лампы, в
другом - как свет факела.
Одно слово Видьясагара раскрыло
мне далекий предел его интеллекта. Когда
я говорил ему о различных проявлениях Могущества Бога в различных
существах, он сказал мне:
"Господин, дает ли Бог некоторым большую силу, чем остальным?" Я тут же сказал:
"Да, конечно, Он дает.
Если не существует различных
степеней проявления Его
Могущества, тогда почему ваше имя
так известно повсюду? Понимаете,
мы пришли к вам, услышав о вашем
знании и сострадании. Вы же не вырастили пару рогов, не правда ли?" Со всей своей славой и
эрудицией Видьясагар сказал такую
по-детски наивную вещь, как:
"Дает ли Бог некоторым большую
силу, чем остальным?" Дело в
том, что когда рыбак вытягивает свою сеть, он сначала ловит большую рыбу, такую как форель и карп; затем он взбалтывает ил своими ногами, и выходит мелкая рыбешка - гольяны, ильная рыба, и прочее. Точно также, пока
человек не познает Бога,
"гольяны" и подобные им постепенно выходят из него.
Что человек может достичь через простую ученость?"
ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ
Глава 11
«С ПОКЛОННИКАМИ В ДАКШИНЕШВАРЕ»
Комментарии
Отправить комментарий