К основному контенту

УРОК, ПОЛУЧЕННЫЙ ТОТАПУРИ

 


От Шри Рамакришны Тотапури должен был узнать значение Кали, Великого Явления относительного мира, и майи, Ее неописуемой Силы.

Однажды, когда гуру и ученик были заняты увлеченным обсуждением некоторых вопросов веданты, один из слуг храмового сада подошел и взял горящий уголек из священного костра, который был разожжен великим аскетом. Ему нужно было раскурить свою трубку. Тотапури разъярился и уже готов был избить этого человека. Шри Рамакришна расхохотался. "Какой стыд!" - воскликнул он. "Ты объясняешь мне реальность Брахмана и иллюзорность мира, - и все же ты сейчас настолько забылся, что готов избить человека в припадке гнева. Могущество майи поистине непостижимо!" Тотапури был смущен.

Примерно в это время Тотапури был свален тяжелым приступом дизентерии. Из-за этой жалкой болезни он потерял способность медитировать. Как-то ночью боль стала мучительной. Он не мог больше сосредотачиваться на Брахмане. На пути встало тело. Он был сжигаем его требованиями. Если душа освобождена, то ей не нужно тело. Поэтому он решил утопить его в Ганге. Он вошел в реку. Но что это! Он дошел так до противоположного берега. Неужели в Ганге не нашлось достаточного количества воды? Стоя в изумлении на другом берегу, он смотрел назад через реку. Деревья, храмы, здания вырисовывались на фоне неба. Вдруг, в одно мгновение, он увидел во всем окружающем присутствие Божественной Матери. Она во всем, и Она все. Она в воде, и Она на земле. Она тело, и Она ум. Она боль, и Она удовольствие. Она знание, и Она неведение. Она жизнь, и Она смерть. Она все, что человек видит, слышит и воображает. Она обращает "да" в "нет" и "нет" в "да". Без Ее милости ни одно воплощенное существо не может выйти за пределы Ее царства. Человек не имеет свободной воли. Он даже не свободен умереть. И все же вне тела и ума Она пребывает в Своем Трансцендентальном, Абсолютном аспекте. Она есть Брахман, которому Тотапури поклонялся всю свою жизнь.

Тотапури возвратился в Дакшинешвар и провел оставшиеся часы до утра медитируя на Божественной Матери. Утром он пошел со Шри Рамакришной в храм Кали и простерся перед изваянием Матери. Он теперь понял, для чего он провел одиннадцать месяцев в Дакшинешваре. Попрощавшись с учеником, он продолжил свой путь, просветленный.

Шри Рамакришна позднее объяснил смысл урока, полученного Тотапури: "Когда я думаю о Верховном Существе как о не действующем - не творящем, не охраняющем, не разрушающем - я называю Его Брахманом или Пурушей, Безличным Богом. Когда я думаю о Нем как о действующем - творящем, охраняющем и разрушающем - я называю Его Шакти или Майей или Пракрити, Личным Богом. Но это отличие между ними не означает различия. Личное и Безличное - одно и то же, - как молоко и его белизна, бриллиант и его сверкание, змея и ее извивающееся движение. Невозможно представить себе одного без другого. Божественная Мать и Брахман - одно и то же".

Свами Никхилананда
Биография Шри Рамакришны Парамахамсы

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...