К основному контенту

КАЛИ И МАЙЯ

 Шри Рамакришна, с одной стороны, хотя полностью осознавал, как и его гуру Тотапури, что мир является иллюзорной видимостью, - вместо того, чтобы пренебрегать Майей подобно ортодоксальному монисту, признавал ее власть в относительной жизни. Он был сама любовь и благоговение по отношению к Майе, видя в ней таинственное и величественное выражение Божественности. Для него Майя сама была Богом, ибо все было Богом. Она была одним из ликов Брахмана. То, что он постиг на высотах трансцендентального плана, он также находил повсюду здесь внизу, под таинственным одеянием имен и форм. И это одеяние было совершенно прозрачной оболочкой, сквозь которую он видел великолепие Божественной Имманентности. Майя, являясь могущественным ткачом этого одеяния, - не что иное, как Кали, Божественная Мать. Она первичная Божественная Энергия, Шакти, и Она так же не может быть отличной от Верховного Брахмана, как не может способность гореть быть отличной от огня. Она выпускает мир и снова забирает его назад. Она плетет его, как паук плетет свою паутину. Она является Матерью Вселенной, идентичная с Брахманом веданты и с Атманом йоги. Как вечный Законодатель, Она создает и аннулирует законы; именно по Ее повелению карма производит свои плоды. Она верховная Владычица этой космической игры, и все предметы, одушевленные и неодушевленные, танцуют по Ее воле. Даже те, кто реализовал Абсолют в Нирвикальпа самадхи, находятся под Ее юрисдикцией, пока они еще живут на относительном плане.


Так, после Нирвикальпа самадхи, Шри Рамакришна совершенно по-другому увидел Майю. Связывающий аспект Кали исчез из поля его зрения. Она больше не затемняла его способности понимать. Мир стал чудесным проявлением Божественной Матери. Майя стала Брахманом. Само Трансцендентальное прорвалось в Имманентное. Шри Рамакришна обнаружил, что Майя действует в мире относительного двумя способами, - он называл их "Авидьямайя" и "Видьямайя". Авидьямайя представляет собой темные силы творения: чувственные желания, злобные страсти, жадность, похоть, жестокость и т.п. Она поддерживает функционирование мира на нижних планах. Благодаря ей человек погружен в круговорот рождения и смерти. Ей нужно дать бой и победить. Но Видьямайя является высшей силой творения: духовные добродетели, просветленные качества, доброта, чистота, любовь, преданность. Видьямайя поднимает человека к высшим планам сознания. С помощью Видьямайи поклоняющийся избавляется от Авидьямайи; он становится Майятита, свободным от Майи. Эти два аспекта Майи являются двумя силами творения, двумя силами Кали; а Она стоит выше и той, и другой. Она подобна лучезарному солнцу, порождающему, сияющему сквозь и остающемуся за облаками различных оттенков и форм, вызывая к существованию удивительные формы в голубом осеннем небе.

Божественная Мать попросила Шри Рамакришну не утрачивать себя в бескачественном Абсолюте, но оставаться в бхавамукхе, на пороге относительного сознания, границе между Абсолютным и Относительным. Он должен был удерживать себя в "шестом центре" тантры, из которого он мог видеть не только великолепие седьмого, но также и божественные проявления Кундалини в центрах, расположенных ниже. Он немного колебался взад и вперед от разделяющей линии. Экстатическая преданность Божественной Матери чередовалась с безмятежной погруженностью в Океан Абсолютного Единства. Он, таким образом, перекинул мост через пропасть между Личным и Безличным, имманентным и трансцендентным аспектами Реальности. Это единственный в своем роде опыт в известной нам мировой духовной истории.

Свами Никхилананда
Биография Шри Рамакришны Парамахамсы




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...