В другой раз Хридай пошел в джунгли, зная, что Рамакришна
уже там. Он обнаружил, что дядя сидит в медитации под деревом амалаки.
Рамакришна снял с себя не только дхоти, но и священный шнур брахмина, он сидел
в чем мать родила. Хридая это шокировало до такой степени, что он вывел
Рамакришну из глубокой медитации и возмущенно спросил, не сошел ли тот с ума?
Что он делает?
Рамакришна спокойно ответил, что это и есть правильный
способ медитации. От рождения человека давят восемь форм порабощенности,
пояснил он Хридаю, — это ненависть, стыд, страх, сомнение, отвращение,
ханжество, гордость своим происхождением, гордость своей кастой. И все эти
формы рабства сковывают ум человека. Мирские помыслы и желания мешают ему
воспарить к духовному. Священный шнур все время напоминает человеку, что он
принадлежит к высшей касте, что он брахмин, и заставляет его гордиться этим.
Значит, священный шнур должен быть отброшен, вместе со всеми прочими
претензиями, правами владения, желаниями и отвращением, прежде чем можно будет
через медитацию приблизиться к Матери.
Конкретность всегда была характерна для Рамакришны.
Умозрительное отрешение его не удовлетворяло — мысль должна сопровождаться
поступком. Он не ограничился тем, что снял с себя одежду и брахминский шнур. Не
менее решительно и в других случаях совершал этот брахмин акты отрешения и
самоуничижения. Например, собственными руками вычистил отхожее место, чтобы
усмирить кастовую гордыню. А чтобы утвердить веру в присутствие Божественного
во всем живом, ел в качестве прасада объедки, раздававшиеся бедным за пределами
храма Кали, а потом собрал листья, с которых они ели, и на голове понес выбрасывать.
Сам подмел вокруг, все вымыл. Желая научиться с равным безразличием относиться
и к тому, что считается ценным, и к тому, что считается бросовым, Рамакришна
брал в одну руку комья земли, а в другую монеты и бросал в Гангу, твердя:
«Рупия есть пыль, пыль есть рупия».
Кристофер Ишервуд
Рамакришна и его ученики
Комментарии
Отправить комментарий