Это правило, которое наши западные антиклерикалы делают в
простодушном неведении монополией Римской церкви и против которого они
неустанно собирают и пускают все те же тупые стрелы, так же старо, как мир, —
хотя, если бы оно применялось всем миром, он бы, очевидно, не состарился. Все
великие мистики и большая часть крупных идеалистов, самые гениальные
созидательные умы постигли ясным сознанием или инстинктом огромную силу
духовной сосредоточенности и накопления созидательной энергии, возникающего
благодаря воздержанию от органических и психических затрат, вызываемых половым
чувством. Даже такие неверующие люди, предоставленные случайностям ощущений и
вспышкам желаний, как Бетховен, Бальзак или Флобер, чувствовали и говорили это…
— А что же мне останется для лучшего (для Бога, для
животворящего искусства)? — восклицал однажды Бетховен, оттолкнув призыв
телесной страсти. Еще с большим основанием люди, преисполненные страстью к Богу,
не могут допустить дележа! Они хорошо знают, что Бог откажется посещать их в доме,
заполненном и загрязненном желаниями (потому что не только самое действие
является предосудительным, но — еще более! — мысль: половое воздержание ни к
чему не приведет, если похоть укрепится в тайниках сердца, это будет бессилием
— то есть еще одним поражением, — а не освобождением). Это правило непреложно
для каждого индуистского саньясина, и такие несходные между собой духовные
наставники, как нежный, ясный, женственный Рамакришна и факел страстей,
колеблемый всеми ветрами, — мужественный, пылкий, неистовый Вивекананда, не
разрешали здесь никаких компромиссов.
— Чтобы постигнуть Бога, нужно осуществлять полное
воздержание… Если человек будет совершенно воздержан в течение двенадцати лет,
он приобретет сверхчеловеческое могущество. Новый нерв разовьется в нем,
называемый «нервом ума». Он сумеет вспоминать все и знать все… Отказ от Камини
Канчана (женщины и золота) — самое существенное…
Бедность. Целомудрие. Мистическое супружество святого Франциска. Не нужно указаний церквей и священных книг, чтобы родственные умы Востока и Запада пришли к тем же выводам, к тем же результатам. Вообще же человек, посвятивший себя своему внутреннему миру (как бы ни назывался он — Христом, Шивой, или Кришной, или же чистой идеей мыслителя или художника), «должен иметь абсолютную власть над своими чувствами».
Ромен Роллан
Жизнь Рамакришны
Комментарии
Отправить комментарий