К основному контенту

Амарнатх




[арендованный дом в Белуре, 1898, ноябрь]

 

Прошло два или три дня, как Свами Вивекананда вернулся из Кашмира. Его здоровье оставляет желать лучшего.  Когда ученик пришел в Матх, Свами Брахмананда сказал: «С тех пор, как Свамиджи вернулся из Кашмира, он ни с кем не разговаривает, он сидит на одном месте, погруженный в размышления; подойдите к нему и беседой попытайтесь немного привлечь его ум к земным делам".

 

Ученик, зайдя в комнату Свамиджи наверху, застал его сидящим, словно погруженным в   глубокую медитацию. На лице не было улыбки, его обычно сияющий взгляд не был обращен вовне, словно стремясь разглядеть что-то внутри. Увидев ученика, он лишь сказал: "Ты пришел, сын мой? Пожалуйста, садись", - и замолчал. Ученик, увидев, что внутренний уголок его левого глаза красного цвета, спросил: "Почему ваш глаз покраснел?" "Это ничего", — ответил Свамиджи и снова замолчал. Когда даже по прошествии долгого времени Свамиджи  так и не заговорил, ученик немного смутился и, коснувшись его стоп, сказал: "Не расскажете ли вы мне, что вы видели в Амарнатхе?". Прикосновение ученика к его стопам немного ослабило его напряженное состояние, похоже,  его внимание теперь немного переключилось вовне. Он сказал: "После Амарнатха я чувствую, что Шива сидит на моей голове двадцать четыре часа и не собирается спускаться". Ученик услышал это с безмолвным удивлением.

Свами Вивекананда: Я выполнил серьёзные религиозные аскезы в Амарнатхе и затем в храме Кшира Бхавани. Приготовь мне табаку, я тебе все расскажу. Ученик с радостью выполнил поручение. Свамиджи, медленно закуривая, начал рассказ: "По дороге в Амарнатх я сделал очень резкий подъем на гору. Паломники обычно не путешествуют по этому пути. Но я  решил, что должен пройти именно этим путем, так и сделал. Тяжелый подъем сказался на моем теле. Холод там такой пронизывающий, что ощущаешь его как булавочные уколы".

 

Ученик: Я слышал, что есть обычай посещать образ Амарнатха обнаженным; так ли это?

 

Свами Вивекананда: Да, я вошел в пещеру, только в каупине и намазав тело священным пеплом; при этом не чувствовал ни холода, ни жары. Но когда я вышел из святилища, меня сковал холод.

 

Ученик: Вы видели священных  голубей? Я слышал, при таком холоде нет живых существ, но время от времени туда прилетают голуби из неизвестного места.

 

Свами Вивекананда: Да, я видел трех или четырех белых голубей; живут ли они в пещере или на соседних горах, я не смог установить.

 

Ученик: Сэр, я слышал мнение, что увидеть голубей выходя из пещеры указывает на то, что человек  был благословлен видением Шивы.

 

Свами Вивекананда:  Мне сказали, что увидеть голубей означает исполнение  желаний.

 

Затем Свамиджи рассказал, что обратно он вернулся в Шринагар обычным маршрутом, по которому возвращаются паломники. Через несколько дней после возвращения в Шринагар он отправился к Кшира Бхавани Деви, оставаясь там в течение семи дней, поклонялся Деви и совершал Ей Хомы с подношениями кширы (уваренного молока). Каждый день он поклонялся Деви  поднося Ей кширу. Однажды, во время поклонения, в уме Свамиджи возникла мысль: "Мать Бхавани проявляет Себя здесь множество лет. Но пришли магометане и разрушили Её храм, а местные жители не сделали ничего, чтобы защитить Её. Если бы я был тогда здесь, то не смог бы вынести этого".

 

Когда он так размышлял, его разум был сильно подавлен печалью и тоской и он отчетливо услышал голос Матери: "По Моему желанию магометане разрушили этот храм. Это Мое желание, жить в этом полуразрушенном храме, разве Я не могу воздвигнуть  семиэтажный храм из золота, если захочу? Что ты можешь сделать? Я защищаю тебя или ты защищаешь Меня!". Свамиджи сказал: "С тех пор как я услышал этот божественный голос, я больше не строю никаких планов. Я отказался от идеи создания монастыря-матха  и пр.; как Мать пожелает, так и будет". Ученик, потеряв дар речи от удивления, начал размышлять: "Не говорил ли он мне однажды, что все, что я вижу и слышу, лишь эхо Атмана внутри меня, что снаружи ничего нет?" - и бесстрашно возразил: "Господин, вы говорили, что подобные божественные голоса - это эхо наших внутренних мыслей и чувств". Свамиджи проговорил серьезно: "Неважно, внутренний он или внешний, если вы действительно слышите подобный не материальный голос, как я, можете ли вы отрицать его и называть ложным? Божественные голоса действительно можно слышать, так же как и наши с тобой разговоры". Ученик, без возражений, принял слова Свамиджи, его слова всегда были убедительны.

 

Sarat Chandra Chakravarty

From the Diary of a Disciple





 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...