К основному контенту

Харишчандра

 Из дома Адхара Шри Рамакришна отправился в дом Рама.  Рамчандра  Датта,  один из главных учеников-домохозяев Учителя,  жил в Калькутте.  Он был одним из первых, кто объявил Учителя Воплощением Бога. Учитель приезжал к нему домой много раз и не скупился на похвалы религиозному рвению и щедрости этого любимого  ученика. Несколько учеников Учителя сделали дом Рама фактически своим местом жительства.


Рам устроил специальный праздник, чтобы отметить визит Учителя.  Маленький внутренний дворик был со вкусом украшен.  Сидящий на  возвышении катхак декламировал Бхагавату,  когда прибыл Учитель. Рам почтительно приветствовал его и усадил рядом с чтецом. Ученик  был  чрезвычайно счастлив.  Катхак  остановился  посреди истории Царя Харисчандры.


Великий Царь Харисчандра из Пураны был олицетворением щедрости.  Никто никогда не уходил от него с пустыми руками.  Так вот, мудрец  Вишвамитра,  желая испытать степень  благотворительности этого  царя,  добился  от него обещания  пожаловать  любой  дар, который  он  только попросит.  Тогда мудрец попросил в  качестве дара опоясанный морями мир,  царем которого был Харисчандра. Без малейшего  колебания царь отдал свое царство.  Тогда  Вишвамитра затребовал дополнительную плату,  поскольку лишь она делает благотворительность весомой и достойной награды. Катхак продолжил свое декламирование:


Вишвамитра сказал царю:  "О Царь,  ты отдал целый  мир, который был твоим царством. Он теперь принадлежит мне – ты не  можешь  требовать никакого места здесь.  Но ты  можешь жить в Бенаресе,  который принадлежит Шиве.  Я отведу тебя туда с твоей женой Шайбьей и Рохиташвой,  твоим сыном. Там ты  сможешь  добыть ту дополнительную  плату,  которую  ты должен мне". Царская семья, сопровождаемая мудрецом, достигла Бенареса и посетила храм Шивы.


При одном упоминании Шивы Учитель вошел в духовное  состояние и невнятно повторил это святое имя несколько раз. Катхак продолжал:


Царь не мог добыть плату и был вынужден продать Шайбью, свою царскую супругу,  одному брамину.  С ней ушел и Принц Рохиташва.  Но  поскольку  даже этого не было  достаточно, чтобы  выкупить свой дар для мудреца,  Харисчандра  продал себя  одному неприкасаемому,  который держал  кремационную площадку. Ему было приказано надзирать за сожжением трупов.

Однажды,  когда Принц Рохиташва срывал цветы для своего хозяина-брамина, его ужалила ядовитая змея, и в ту же ночь он умер.  Бессердечный брамин не поднялся со своей постели чтобы  помочь бедной матери кремировать  тело.  Ночь  была темной  и бурной.  Молнии раскалывали черные тучи.  Шайбья отправилась одна к кремационной площадке, неся тело своего сына  на руках.  Охваченная страхом и  подавленная  горем, царица оглашала небеса и землю своими стенаниями.  Достигнув кремационной  площадки,  она не узнала  своего  мужа, который  требовал обычную плату за сожжение.  Шайбья  была без гроша и плакала горько о своих бесконечных несчастьях. Кромешная тьма озарялась только страшным светом погребальных костров. Вверху над ней ревел гром, а перед ней неотесанный смотритель  кремационной  площадки  требовал  свою плату. Она, которая когда-то была царицей мира, сидела там со  своим единственным ребенком на коленях,  мертвым и холодным.


Поклонники рыдали и громко оплакивали этот трагический эпизод в жизни царской семьи.  А что же делал Учитель? Он слушал декламирование с сосредоточенным вниманием.  Капли слез появились  на его глазах и он вытер их прочь. Катхак продолжал:


Когда  царица,  горько  стеная,  произнесла имя  своего мужа, Харисчандра тотчас узнал свою жену и сына. Тогда они вдвоем заплакали над мертвым принцем.  Все же во всех этих несчастьях  царь  ни разу не произнес  слова  сожаления  о своей благотворительности.


В конце концов, появился Вишвамитра и сказал им, что он только хотел подвергнуть благотворительные побуждения царя решающему  испытанию.  Затем,  посредством своей  духовной силы,  мудрец вернул принца назад к жизни и возвратил царю его утраченное царство.


ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ

Глава 10

«УЧИТЕЛЬ С ПОКЛОННИКАМИ ИЗ БРАХМО САМАДЖА (2)»



Комикс о истории царя Харишчандры:

https://samvelakopov.com/komix/12komix/1380/harischandra/harischandra.htm





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...