К основному контенту

Искусство

 Ранада Бабу: Какую разницу вы видите между искусством Запада и искусством Индии?

 

Свами Вивекананда: Везде почти одно и то же. Самобытность встречается редко. Сейчас на Западе картины часто пишут с помощью снимков, полученных путем фотографирования. Но как только человек прибегает к помощи техники, вся оригинальность исчезает - он не выражает свои идеи. Древние художники обдумывали образы в своем мозгу и пытались выразить их в своих картинах. Сейчас картина - это подобие фотографии, а новизны и уникальности все меньше. Но у каждого народа есть свои особенности. В нравах и обычаях, в  образе жизни, в живописи и скульптуре находят выражение эти свойственные ему идеи. Например, музыка и танцы на Западе имеют свою остроту. В танце они как бы дергают конечностями; в инструментальной музыке звуки как бы колют слух, как удар меча; так же и при вокальном исполнении. В нашей стране, с другой стороны, танцы основаны на волнообразных движениях, и подобное округлое движение ощущается в тонах в песнях. Так же и в инструментальной музыке.

 

Поэтому и взгляды на искусство у разных людей разные. Люди, которые материалистичны, принимают природу за свой идеал и пытаются выразить в искусстве идеи, связанные с ней, в то время как люди, идеал которых Трансцендентная Реальность за пределами природы, пытаются выражать ее в искусстве через возможности природы. Для первого класса людей природа первооснова искусства, а для второго – идеал это главный мотив художественного развития. Стремясь к  двум разным целям, они продвигаются  каждый по-своему. Увидев некоторые картины на Западе, можно их принять  за настоящие природные объекты. В нашей стране, в древние времена скульптура достигала совершенства, посмотрите на старинную статую, и  тут же забудете о материальном мире и перенесетесь в новый идеальный мир. Как в западных странах сейчас не создают картин, подобных творениям прежних времен, так и в Индии не заметно желания воплощать яркие образы в искусстве. Например, картины из вашей художественной школы как бы лишены выразительности. Было бы замечательно, если бы вы попытались как-то изобразить принципы, на которые ежедневно  медитируют индуисты, выразив древние идеалы.

 

Ранада Бабу: Ваши слова меня очень воодушевили. Я постараюсь работать в соответствии с вашими предложениями.

 

Свами Вивекананда: Возьмем, к примеру, образ Матери Кали. В нём объединены блаженный и ужасный аспекты. Но ни на одном из изображений не видно выражения сразу двух этих аспектов. Более того, нет ни одной попытки адекватно изобразить хотя бы один аспект! Я пытался изложить свои мысли об ужасном аспекте Матери Кали в поэме на английском "Кали - Мать". Можете ли вы изобразить эти идеи в рисунке?

 

Ранада Бабу: Пожалуйста, прочитайте её мне.

 

Свамиджи велел достать стихотворение из библиотеки и зачитал его Ранаде Бабу с большим воодушевлением. Ранада Бабу молча прослушал стихотворение, а через некоторое время, как бы визуализируя образ в своём уме, повернулся к Свамиджи с испуганным видом.

 

Свами Вивекананда: Сможете ли вы выразить эту мысль в рисунке?

 

Ранада Бабу: Да, я попробую (Ранада Бабу начал писать эту картину на следующий день, но она так и не была закончена и не была показана Свамиджи); но голова кружится даже от мысли об этом.

 

Свами Вивекананда: "После того, как нарисуете, пожалуйста, покажите мне. Тогда я отмечу элементы, которые следует изменить для создания совершенного образа". Затем Свамиджи приказал принести рисунок, который он набросал для изготовления печати организации, показал его Ранаде Бабу и спросил его мнение о нем. Было изображено озеро, в котором цвел лотос, плыл лебедь, и все это было окружено змеей. Ранада Бабу  не мог понять, что это значит, и попросил Свамиджи объяснить. Свамиджи сказал: "Волнистые воды символизируют карму, лотос - бхакти, а восходящее солнце - гйану. Окружающая всё змея указывает на йогу и пробужденную Кундалини Шакти, а солнце на картине символизирует Параматму (Высшее Я). Поэтому идея картины в том, что благодаря союзу кармы, гйаны, бхакти и йоги достигается видение Параматмы".

 

Ранада Бабу промолчал, удовлетворенный этим объяснением. Через некоторое время он промолвил: "Хотел бы я учиться у вас искусству!"

 

Sarat Chandra Chakravarty

From the Diary of a Disciple

 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...