К основному контенту

Калипада Гош

«Можете ли вы налить мне немного вина?», — беспардонно обратился этот человек к Парамахамсе в храме Дакшинешвара. Безусловно, это была оскорбительная просьба к святому человеку в святом месте. Но как ни удивительно, Парамахамса не был рассержен или недоволен. Мать Кали отправила в его игру еще одного игрока. Он взглянул на высокого, хорошо сложенного человека смуглого цвета лица с большими глазами и уверенным взглядом и улыбнулся. Рамакришна ответил: «Да, я могу дать вам немного вина. Но вино, которое у меня есть, настолько опьяняющее, что вы, возможно, не сможете его вынести». — Великолепно. Это настоящий британский алкоголь? Дайте мне немного, смочить горло. "Нет, не британский. У меня домашнего изготовления. Если человек хоть раз в жизни попробует это вино, все остальные напитки станут навсегда безвкусными. Это не каждый выдержит. Готовы ли вы к такому вину?" Мужчина некоторое время колебался, а затем ответил: «Дай мне то вино, что опьянит меня на всю жизнь». Парамахамса коснулся его, и он неожиданно заплакал и продолжал плакать, несмотря на попытки других успокоить его. Так начались эти необыкновенные отношения между Калипадой Гхошем, человеком очень мирским, страстным и склонным к наслаждениям, и Шри Рамакришной, благочестивым, строгим и склонным к экстазу при малейшем намеке на божественное вдохновение. Среди первых слов, сказанных ему Учителем, было: «Это человек, который пришел сюда после того, как двенадцать лет мучил свою жену». Калипада был поражен. Как Учитель узнал о нем? Он промолчал. Любопытство как-то заставило его сопровождать своего друга Гириша Чандра Гхоша в храм однажды поздно вечером в 1884 году. Он заметил перемены, происходящие в друге после его встречи с так называемым Парамахамсой из Дакшинешвара. Его циничный и критически настроенный друг, разделявший с ним стремление к «благам жизни», выказал нехарактерное для него рвение посетить святого человека и увлек его за собой. Шри Рамакришна, своей мистической проницательностью, понял, что человек перед ним был тем самым своенравным человеком, о котором ему говорила одна женщина несколько лет назад. Кришнаприянгини, жена Калипады Гхоша, приходила в храм Дакшинешвар, чтобы вознести молитвы Матери Кали об исправлении поведения ее мужа. Склонный к дурным компаниям, пьянству и другим непотребным занятиям, Калипада пренебрегал своей женой и семьей. Все ее попытки изменить его и вернуть к семейным обязанностям были напрасны. В отчаянии она обратилась к божественной помощи. Услышав, что рядом живёт святой человек, она пошла к нему после молитв в храме. Она открыла ему свое сердце и спросила: «Можете ли вы дать мне какой-то амулет, чтобы исправить его поступки?» Не желая использовать оккультные силы и в то же время сочувствуя ее затруднительному положению, Учитель сказал: «Есть женщина, которая живет рядом, в Нахабате. Ее сила больше моей. Иди к ней и расскажи все без утайки, она даст тебе какое-нибудь лекарство». Святая Мать только завершила поклонение, когда вошла Кришнаприянгини и рассказала ей о своем горе, а также передала слова Учителя. Удивленная, она поняла игру Учителя и отправила даму обратно к нему, сказав, что Рамакришна знает больше. Так бедная Кришнаприянгини трижды ходила туда-сюда. В конце концов сжалившись над ней, Святая Мать взяла листок билвы, использовавшийся в поклонении, написала на нем имя Учителя и отдала ей, сказав: «Возьми это с собой, дитя мое. Это исполнит твое желание. Повторяй имена Бога». Когда она попрощалась с Учителем, он тоже успокоил ее, сказав: «Не волнуйся. Твой муж принадлежит этому месту». И с верой в эти слова бедная леди безмолвно несла свою вахту эти годы, терпеливо ожидая благословенного дня, когда наступит день искупления ее мужа. Ничего не ответив на замечание, сделанное Учителем при их первой встрече, Калипада присоединился к преданным, которые сидели и слушали его мудрые слова. В ходе беседы Учитель вскользь упомянул, что отец Ракхала (будущего Свами Брахмананды), богатый светский человек, утверждал, что выиграл три судебных процесса, потому что его сын находился под защитой Рамакришны. После беседы Калипада удалился, даже не попрощавшись с Учителем. Когда он добрался до дома, его ждали неожиданные новости. В тот день он должен был явиться в суд, чтобы предстать перед судом по трем искам, но не сделал этого, будучи уверенным в поражении. Но пришло известие, что он выиграл все дела. Было ли это совпадением или тут как-то проявилась милость святого? Почему он упомянул эти случаи в своем выступлении? Калипада почувствовал странное влечение к этому святому человеку. Он сожалел о своем грубом поведении. Калипада Гхош родился в 1849 году в Калькутте в благочестивой семье, преданных Матери Кали. Его отец был торговцем джутом, но бизнес был небольшим. В детстве Калипада был полон энергии и интересовался многим, от музыки и пения до драмы и даже кулинарии. Он рос упрямым мальчиком, но был готов подчиняться тем, кого уважал, и эту черту перенес в зрелость. Из-за бедности отец был вынужден забрать его из школы, когда он учился в восьмом классе, и найти ему работу продавца в британской бумажной фирме "Джон Дикинсон и компания". Таким образом, не получив полного образования, его карьерные перспективы казались неубедительными. Но врожденный ум, трудолюбие и преданность делу вскоре привлекли внимание начальства, и со временем Калипада поднялся до высокого положения в Компании. О его важности можно судить по тому факту, что на водяных знаках бумаг Компании, был отпечатан его бюст. Успешный Калипада познакомился с Гиришем Чандра Гхошем, и они стали очень близки друг другу. У них были схожие вкусы и темпераменты. Калипада жил жизнью, посвященной удовлетворению низменных инстинктов, таких как пьянство и разврат, пренебрегая женой и семьей. Постоянные попытки набожной жены исправить его, время от времени, приводили к изменению настроения, и он обращался к религиозным ритуалам, чтобы успокоить свою нечистую совесть. Но в целом безрезультатно. Притяжение чувств вскоре брало верх и он возвращался к старым привычкам. Так темные порывы неизбежно толкали его на путь социальной и духовной гибели. Но как ни странно, его дружба с таким же падшим богемным другом Гиришем стала инструментом его спасения. Именно Гириш первым вдохновился Учителем. Именно Гириш уговорил Калипаду пойти к Учителю. Что выглядело плохой компанией, в конечном счете послужило избавлению. У судьбы странные пути. Р. Джаясекар Nirvana, июль 2007г. Ramakrishna Mission, Сингапур.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...