К основному контенту

 

В полдень Свамиджи Вивекананда отдыхал в доме Гириш Чандра Гхоша. Приехавший туда ученик приветствовал его и обнаружил, что Свамиджи отправляется в садовый домик Гопал Лала Сила. Карета ожидала снаружи. Он сказал ученику: «Хорошо, поезжайте со мной». Ученик согласился, Свамиджи сел с ним в карету, и она тронулась. Когда она проезжала через район Читпур, увидев Гангу, Свамиджи начал напевать, погруженный в себя: ГАНГА ТАРАНГА РАМАНИЯ ДЖАТА КАЛАПАМ и т. д. Находясь около гидравлического моста Читпура, Свамиджи указал ученику: «Посмотрите, как он величественно движется подобно льву!» Ученик ответил: «Но это же инертная материя. За ней стоит работа ума человека,  потому он и движется так, какая в этом ценность?»

 

СВАМИДЖИ: Хорошо, скажите тогда, что является признаком сознания?

 

Ученик: Сознательно то, что действует посредством разума.

 

СВАМИДЖИ: Сознательно все, что восстает против природы: в этом проявляется сознание. Просто попробуйте убить маленького муравья, он будет сопротивляться, чтобы спасти свою жизнь. Где борьба, где бунт, там признак жизни, там проявление сознания.

 

Ученик: Господин, можно ли применять этот критерий к людям и к народам?

 

СВАМИДЖИ: Просто изучите историю мира и посмотрите, применим он, или нет. Вы обнаружите, что, кроме вашей, это относится и к другим нациям. Теперь ваша нация лежит ниц, как инертная материя. Вас загипнотизировали. С давних пор другие говорили вам, что вы слабы, что у вас нет сил, и вы, принимая это, около тысячи лет думали: «Мы несчастны, мы ни на что не годны». (Указывая на свое тело.) Моё тело также рождено из почвы этой страны; но я никогда так не считал. И потому, видите, как по Его воле, те, которые всегда считал нас низкими и слабыми, оказали и продолжают оказывать мне божественные почести. Если вы сможете понять, что внутри вас заключены бесконечные силы, бесконечные знания и неукротимая энергия, и если вы сможете проявить эти силы, вы станете такими, как я.

 

Ученик: Откуда в нас появится способность так думать? Где учитель или наставник, который с детства будет так говорить, и помогать нам это понять? Мы постоянно слышим, как нас учат, что целью образования в наши дни является получение хорошей работы.

 

СВАМИДЖИ: И по этой причине мы выступили с другими наставлениями и другим примером. Узнайте от нас эту истину, поймите и осознайте, а затем распространяйте  её по всем городам, поселкам и деревням. Идите и проповедуйте всем: «Встаньте, пробудитесь, не спите больше; внутри каждого есть сила, чтобы устранить все нужды и все страдания. Верьте в это, и эта сила проявится». Учите этому и вместе с тем распространяйте в массах простым языком ключевые факты науки, философии, истории и географии. У меня план открытия центра для неженатых молодых людей; в начале  я обучу их, а затем продолжу эту работу через них.

 

Ученик: Но для этого нужны большие деньги. Где вы возьмете эти деньги?

 

СВАМИДЖИ: Что вы говорите! Разве не люди, производят деньги? Вы когда-нибудь слышали о деньгах, создающих  человека? Если вы объедините мысли и слова в совершенное единое целое, если у вас получится, говорю я, быть едиными в речи и в делах, деньги сами собой польются к вашим ногам, как вода.

 

Ученик: Хорошо, я считаю само собой разумеющимся, что деньги придут, и вы начнете эту хорошую работу. Но какое это имеет значение? До этого многие великие люди совершали много добрых дел. Но где они сейчас? Безусловно, та же участь ждет и работу, которую вы собираетесь начать. Тогда в чем же польза от подобных усилий?

 

СВАМИДЖИ: Тот, кто всегда думает о том, что его ждет в будущем, вообще ничего не достигнет. То, что вы поняли как истинное и хорошее, просто делайте это сразу. Какой смысл рассчитывать, что может случиться или не случиться в будущем? Продолжительность жизни так, так коротка — и можно ли чего-то добиться за это время, если вы продолжаете прогнозировать и вычислять результаты. Бог - единственный распределитель результатов; предоставьте Ему делать это. Какое ты имеешь отношение к Его работе?

 

Пока он так рассуждал, кэб подъехал к садовому домику. В тот день в сад приехало много людей из Калькутты, чтоб увидеть Свамиджи. Свамиджи вышел из кареты, занял свое место в комнате и начал беседу. Мистер Гудвин, ученик Свамиджи с Запада, стоял рядом, как воплощение служения. Ученик с ним уже познакомился; так что он подошел к Гудвину, и они обсудили разные темы, связанные со Свамиджи. Вечером Свамиджи позвал ученика и спросил его: «Ты знаешь Катха-упанишаду наизусть?»

 

Ученик: Нет, господин, я только её читал с комментариями Шанкары.

 

СВАМИДЖИ: Среди Упанишад нет более прекрасной книги, чем эта. Я бы хотел, чтобы вы знали её наизусть. Что изменится только от её чтения? Скорее старайтесь привнести в свою жизнь веру, мужество, различение и отречение Начикеты.

 

Ученик: Пожалуйста, благословите меня, чтобы я мог это сделать.

 

СВАМИДЖИ: Вы слышали слова Шри Рамакришны, не так ли? Он повторял: «Ветер Его милосердия уже дует, лишь поднимите свой парус». Может ли кто-нибудь, мой мальчик, навязать осознание другому? Судьба человека в его собственных руках — Гуру только разъясняет это. Дерево растёт силой своего семени, а воздух и вода лишь помогают ему.

 

Ученик: Но, господин, есть же необходимость в посторонней помощи.

 

СВАМИДЖИ: Да, есть. Но вы должны понимать, что если внутри нет твёрдости, помощь извне ничего не даст. И все же для каждого наступает время осознать свое "Я". Ибо каждый есть Брахман. Различие между высшим и низшим заключается только в степени проявления Брахмана. Со временем каждый проявит совершенство. Поэтому Шастры говорят: कालेनात्मनि विन्दति КАЛЕНАТМАНИ ВИНДАТИ «Со временем Это осознается в себе».

 

 

SARAT CHANDRA CHAKRAVARTY

I FROM THE DIARY OF A DISCIPLE 








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...