В полдень
Свамиджи Вивекананда отдыхал в доме Гириш Чандра Гхоша. Приехавший туда ученик
приветствовал его и обнаружил, что Свамиджи отправляется в садовый домик Гопал
Лала Сила. Карета ожидала снаружи. Он сказал ученику: «Хорошо, поезжайте со
мной». Ученик согласился, Свамиджи сел с ним в карету, и она тронулась. Когда
она проезжала через район Читпур, увидев Гангу, Свамиджи начал напевать,
погруженный в себя: ГАНГА ТАРАНГА РАМАНИЯ ДЖАТА КАЛАПАМ и т. д. Находясь
около гидравлического моста Читпура, Свамиджи указал ученику: «Посмотрите, как
он величественно движется подобно льву!» Ученик ответил: «Но это же инертная
материя. За ней стоит работа ума человека, потому он и движется так, какая в этом ценность?»
СВАМИДЖИ:
Хорошо, скажите тогда, что является признаком сознания?
Ученик: Сознательно
то, что действует посредством разума.
СВАМИДЖИ:
Сознательно все, что восстает против природы: в этом проявляется сознание.
Просто попробуйте убить маленького муравья, он будет сопротивляться, чтобы
спасти свою жизнь. Где борьба, где бунт, там признак жизни, там проявление
сознания.
Ученик:
Господин, можно ли применять этот критерий к людям и к народам?
СВАМИДЖИ:
Просто изучите историю мира и посмотрите, применим он, или нет. Вы обнаружите,
что, кроме вашей, это относится и к другим нациям. Теперь ваша нация лежит ниц,
как инертная материя. Вас загипнотизировали. С давних пор другие говорили вам, что
вы слабы, что у вас нет сил, и вы, принимая это, около тысячи лет думали: «Мы
несчастны, мы ни на что не годны». (Указывая на свое тело.) Моё тело также рождено
из почвы этой страны; но я никогда так не считал. И потому, видите, как по Его
воле, те, которые всегда считал нас низкими и слабыми, оказали и продолжают
оказывать мне божественные почести. Если вы сможете понять, что внутри вас
заключены бесконечные силы, бесконечные знания и неукротимая энергия, и если вы
сможете проявить эти силы, вы станете такими, как я.
Ученик:
Откуда в нас появится способность так думать? Где учитель или наставник, который
с детства будет так говорить, и помогать нам это понять? Мы постоянно слышим, как
нас учат, что целью образования в наши дни является получение хорошей работы.
СВАМИДЖИ:
И по этой причине мы выступили с другими наставлениями и другим примером.
Узнайте от нас эту истину, поймите и осознайте, а затем распространяйте её по всем городам, поселкам и деревням. Идите
и проповедуйте всем: «Встаньте, пробудитесь, не спите больше; внутри каждого есть
сила, чтобы устранить все нужды и все страдания. Верьте в это, и эта сила
проявится». Учите этому и вместе с тем распространяйте в массах простым языком ключевые
факты науки, философии, истории и географии. У меня план открытия центра для
неженатых молодых людей; в начале я обучу
их, а затем продолжу эту работу через них.
Ученик:
Но для этого нужны большие деньги. Где вы возьмете эти деньги?
СВАМИДЖИ:
Что вы говорите! Разве не люди, производят деньги? Вы когда-нибудь слышали о
деньгах, создающих человека? Если вы объедините
мысли и слова в совершенное единое целое, если у вас получится, говорю я, быть
едиными в речи и в делах, деньги сами собой польются к вашим ногам, как вода.
Ученик: Хорошо,
я считаю само собой разумеющимся, что деньги придут, и вы начнете эту хорошую
работу. Но какое это имеет значение? До этого многие великие люди совершали
много добрых дел. Но где они сейчас? Безусловно, та же участь ждет и работу,
которую вы собираетесь начать. Тогда в чем же польза от подобных усилий?
СВАМИДЖИ:
Тот, кто всегда думает о том, что его ждет в будущем, вообще ничего не достигнет.
То, что вы поняли как истинное и хорошее, просто делайте это сразу. Какой смысл
рассчитывать, что может случиться или не случиться в будущем? Продолжительность
жизни так, так коротка — и можно ли чего-то добиться за это время, если вы
продолжаете прогнозировать и вычислять результаты. Бог - единственный
распределитель результатов; предоставьте Ему делать это. Какое ты имеешь
отношение к Его работе?
Пока он
так рассуждал, кэб подъехал к садовому домику. В тот день в сад приехало много
людей из Калькутты, чтоб увидеть Свамиджи. Свамиджи вышел из кареты, занял свое
место в комнате и начал беседу. Мистер Гудвин, ученик Свамиджи с Запада, стоял
рядом, как воплощение служения. Ученик с ним уже познакомился; так что он подошел
к Гудвину, и они обсудили разные темы, связанные со Свамиджи. Вечером Свамиджи
позвал ученика и спросил его: «Ты знаешь Катха-упанишаду наизусть?»
Ученик:
Нет, господин, я только её читал с комментариями Шанкары.
СВАМИДЖИ:
Среди Упанишад нет более прекрасной книги, чем эта. Я бы хотел, чтобы вы знали
её наизусть. Что изменится только от её чтения? Скорее старайтесь привнести в
свою жизнь веру, мужество, различение и отречение Начикеты.
Ученик:
Пожалуйста, благословите меня, чтобы я мог это сделать.
СВАМИДЖИ:
Вы слышали слова Шри Рамакришны, не так ли? Он повторял: «Ветер Его милосердия
уже дует, лишь поднимите свой парус». Может ли кто-нибудь, мой мальчик,
навязать осознание другому? Судьба человека в его собственных руках — Гуру
только разъясняет это. Дерево растёт силой своего семени, а воздух и вода лишь
помогают ему.
Ученик:
Но, господин, есть же необходимость в посторонней помощи.
СВАМИДЖИ:
Да, есть. Но вы должны понимать, что если внутри нет твёрдости, помощь извне
ничего не даст. И все же для каждого наступает время осознать свое
"Я". Ибо каждый есть Брахман. Различие между высшим и низшим заключается
только в степени проявления Брахмана. Со временем каждый проявит совершенство.
Поэтому Шастры говорят: कालेनात्मनि विन्दति КАЛЕНАТМАНИ ВИНДАТИ «Со временем Это осознается в себе».
SARAT CHANDRA CHAKRAVARTY
I FROM THE DIARY OF A DISCIPLE
Комментарии
Отправить комментарий