К основному контенту

Истинное милосердие

 

Кристодас Пал
Европеизированный Кристодас Пал не одобрял подчеркивания Учителем отречения и говорил: "Сударь, этот уклон к отречению почти разрушил страну. Именно по этой причине индийцы сегодня являются несамостоятельной нацией. Делание добра другим, принесение образованности к дверям невежественных и, прежде всего, улучшение материальных условий страны - это должно быть нашей обязанностью сейчас. Клич религии и отречения, наоборот, только ослабит нас. Вы должны советовать бенгальской молодежи прибегать только к таким действиям, которые поднимут страну".

Шри Рамакришна бросил на него испытующий взгляд и не нашел никакого божественного света внутри. "Ты безголовый человек!" - произнес резко Шри Рамакришна. "Ты смеешь поносить этими словами отречение и благочестие, которые наши писания называют величайшими из всех добродетелей! Прочитав пару страниц на английском, ты думаешь, что пришел к пониманию мира! Ты, по-видимому, думаешь, что ты всеведущ. Ладно, ты видел тех крошечных рачков, которые появляются в Ганге, как только начинаются дожди? В этой большой вселенной ты значишь даже меньше, чем одна из тех маленьких тварей. Как смеешь ты говорить о помощи миру? Господь позаботится об этом. Ты не имеешь силы в себе, чтобы сделать это". Немного помолчав, Учитель продолжал: "Можешь ли ты объяснить мне, как ты можешь работать для других? Я знаю, что ты подразумеваешь под помощью другим. Накормить некоторое количество человек, вылечить их, если они больны, провести дорогу или выкопать колодец, - разве это не все? Это добрые дела, без сомнения, но как ничтожны по сравнению с безбрежностью вселенной! Как далеко может человек продвинуться в этом направлении? Сколько людей можешь ты спасти от голода? Малярия опустошает целые провинции, - что ты можешь сделать, чтобы остановить ее бешеную атаку? Бог один заботится о мире. Пусть человек сначала осознает Его. Пусть человек получит полномочия от Бога и будет наделен Его властью, - тогда, и только тогда может он помышлять делать добро другим. Человек должен сначала быть очищен от всякого самомнения. Тогда только Блаженная Мать попросит его работать для мира".

Шри Рамакришна не доверял филантропии, которая осмеливалась принимать позу милосердия. Он предостерегал людей против нее. В большинстве действий филантропов он не видел ничего, кроме самолюбия, тщеславия, желания славы, бесплодного возбуждения, стремящегося убить скуку жизни, или попытки успокоить угрызения совести. Истинное милосердие, учил он, есть результат любви к Богу - служение человеку в духе поклонения.

Свами Никхилананда
Биография Шри Рамакришны Парамахамсы




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...