М. сидел и молчал. Его гордость получила удар. Через несколько минут Шри Рамакришна ласково взглянул на него и сказал мягко: "Видишь ли, у тебя есть некоторые хорошие признаки. Я узнаю их, смотря на лоб человека, его глаза и т.п. Теперь скажи мне, что за человек твоя жена? У нее есть духовные качества, или она находится под влиянием авидьи?"
М: "У нее все в порядке. Но я боюсь, она невежественна".
Учитель (с явной досадой): "А ты человек знания!"
М. еще предстояло узнать различие между знанием и невежеством. До этого времени он думал, что человек получает знания от книг и занятий в учебных заведениях. Позже он оставил эту ложную точку зрения. Его научили, что знать Бога - это знание, а не знать Его - невежество. Когда Шри Рамакришна воскликнул: "А ты человек знания!", эго М. было снова сильно задето.
Учитель: "Ну ладно, ты веришь в Бога с формой или без формы?"
М., несколько удивленный, подумал про себя: "Как может человек верить в Бога без формы, когда он верит в Бога с формой? И если человек верит в Бога без формы, как он может верить, что Бог имеет форму? Разве могут эти две противоречивые идеи быть истинными в одно и то же время? Разве может белая жидкость, например, молоко, быть черной?"
М: "Господин, я расположен думать о Боге как о бесформенном".
Учитель: "Очень хорошо. Достаточно иметь веру в один аспект. Ты веришь в Бога без формы, - это совершенно правильно. Но никогда ни на мгновение не думай, что это одно верно, а все остальное ложно. Помни, что Бог с формой так же истинен, как и Бог без формы. Но придерживайся твердо своего собственного убеждения".
Утверждение, что оба одинаково верны, поразило М., - он никогда не встречал этого в своих книгах. Так его эго получило третий удар, но поскольку оно еще не было полностью разрушено, он продолжил спорить с Учителем еще немного.
М: "Господин, предположим, что человек верит в Бога с формой. Но очевидно, что Он не является глиняным изваянием!"
Учитель (прерывая): "Но почему глиняным? Это изображение Духа".
М. совершенно не мог понять смысл этого "изображение Духа". "Но, господин, - сказал он Учителю, - человек должен объяснять тем, кто поклоняется глиняному образу, что это не Бог, и что поклоняясь ему, они должны иметь ввиду Бога, а не глиняное изображение".
Учитель (резко): "Что за манера у вас в Калькутте, - читать лекции и просвещать других! Никто никогда не остановится, чтобы подумать - как получить просветление самому. Кто ты такой, чтобы учить других?
Тот, кто есть Господь Вселенной, научит каждого. Только Тот учит нас, кто сотворил эту вселенную, кто создал солнце и луну, людей и животных, и всех других существ, кто снабдил их всем необходимым, кто дает родителям детей и наделяет их любовью для их взращивания. Господь сделал так много - разве Он не откроет людям способ поклонения Ему? Если они нуждаются в наставлении, тогда Он будет Наставником. Он наш Внутренний Проводник.
Положим, существует ошибка в поклонении глиняному образу, - разве Бог не знает, что через это поклонение взывают к Нему одному? Он будет доволен самим этим поклонением. Почему у тебя должна болеть голова об этом? Тебе бы лучше самому стараться получить знание и преданность".
На этот раз М. почувствовал, что его эго было полностью раздавлено. Он теперь думал: "Да, он говорит правильно. Какая нужда мне учить других? Разве я знаю Бога? Действительно ли я люблю Его? "Мне не хватает самому места на своем ложе, а я зову своего друга разделить его со мной!" Я ничего не знаю о Боге, - и все же я пытаюсь учить других. Какой стыд! Как я глуп! Это не математика, или история, или литература, которой каждый может научить других. Нет, это глубочайшая тайна Бога. То, что он говорит, привлекает меня".
Это был первый спор М. с Учителем - и, к счастью, последний.
ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ
Глава 1
«УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК»
Комментарии
Отправить комментарий