К основному контенту

Учитель и ученик

 М.  сидел и молчал.  Его гордость получила удар.  Через несколько минут Шри Рамакришна ласково взглянул  на него и сказал мягко:  "Видишь ли,  у тебя есть некоторые хорошие признаки.  Я узнаю их,  смотря на лоб человека, его глаза и т.п. Теперь скажи мне,  что за человек твоя жена? У нее есть духовные качества, или она находится под влиянием авидьи?"


   М: "У нее все в порядке. Но я боюсь, она невежественна".


   Учитель (с явной досадой): "А ты человек знания!"


   М.  еще  предстояло узнать различие между знанием и невежеством.  До этого времени он думал,  что человек получает знания от книг и занятий в учебных заведениях. Позже он оставил эту ложную точку зрения.  Его научили,  что знать Бога - это знание,  а  не знать Его - невежество.  Когда Шри Рамакришна воскликнул:  "А ты человек знания!", эго М. было снова сильно задето.


   Учитель: "Ну ладно, ты веришь в Бога с формой или без формы?"


   М.,  несколько удивленный, подумал про себя: "Как может человек верить в Бога без формы,  когда он верит в Бога с формой?  И если  человек верит в Бога без формы,  как он может верить,  что Бог  имеет форму?  Разве могут эти две противоречивые идеи  быть истинными  в  одно и то же время?  Разве может  белая  жидкость, например, молоко, быть черной?"


   М: "Господин, я расположен думать о Боге как о бесформенном".


   Учитель:  "Очень хорошо. Достаточно иметь веру в один аспект. Ты  веришь  в Бога без формы,  - это  совершенно  правильно.  Но никогда  ни на мгновение не думай,  что это одно  верно,  а  все остальное ложно.  Помни,  что Бог с формой так же истинен, как и Бог без формы. Но придерживайся твердо своего собственного убеждения".


   Утверждение, что оба одинаково верны, поразило М., - он никогда  не  встречал  этого в своих книгах.  Так его  эго  получило третий удар,  но поскольку оно еще не было полностью  разрушено, он продолжил спорить с Учителем еще немного.


   М: "Господин, предположим, что человек верит в Бога с формой. Но очевидно, что Он не является глиняным изваянием!"


   Учитель  (прерывая):  "Но  почему глиняным?  Это  изображение Духа".


   М.  совершенно не мог понять смысл этого "изображение  Духа". "Но,  господин,  - сказал он Учителю, - человек должен объяснять тем,  кто  поклоняется глиняному образу,  что это не Бог,  и что поклоняясь  ему,  они  должны иметь ввиду Бога,  а  не  глиняное изображение".


   Учитель (резко):  "Что за манера у вас в Калькутте,  - читать лекции и просвещать других!  Никто никогда не остановится, чтобы подумать - как получить просветление самому. Кто ты такой, чтобы учить других?


   Тот,  кто есть Господь Вселенной,  научит каждого. Только Тот учит нас,  кто сотворил эту вселенную, кто создал солнце и луну, людей  и животных,  и всех других существ,  кто снабдил их  всем необходимым,  кто дает родителям детей и наделяет их любовью для их взращивания.  Господь сделал так много - разве Он не  откроет людям  способ поклонения Ему?  Если они нуждаются в наставлении, тогда Он будет Наставником. Он наш Внутренний Проводник.


   Положим,  существует ошибка в поклонении глиняному образу,  - разве  Бог  не знает,  что через это поклонение взывают  к  Нему одному?  Он будет доволен самим этим поклонением.  Почему у тебя должна  болеть голова об этом?  Тебе бы лучше  самому  стараться получить знание и преданность".


   На  этот  раз М.  почувствовал,  что его эго  было  полностью раздавлено.  Он теперь думал:  "Да,  он говорит правильно. Какая нужда  мне учить других?  Разве я знаю Бога?  Действительно ли я люблю Его?  "Мне не хватает самому места на своем ложе, а я зову своего друга разделить его со мной!" Я ничего не знаю о Боге,  - и все же я пытаюсь учить других.  Какой стыд! Как я глуп! Это не математика,  или история,  или литература,  которой каждый может научить других.  Нет,  это глубочайшая тайна Бога.  То,  что  он говорит, привлекает меня".


   Это был первый спор М. с Учителем - и, к счастью, последний.


ПРОВОЗВЕСТИЕ  РАМАКРИШНЫ

Глава 1

«УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК»




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Опасный путь тантр

  Однажды, когда он со своего балкона смотрел на Гангу, где по всем направлениям сновали лодки, перекрещивая свои многоцветные паруса, он заметил, что одна из них подплывает к террасе. По ступенькам поднялась высокая красивая женщина с распущенными волосами, в платье цвета красной охры, какие носят саньясины. Ей было лет тридцать пять — сорок, но казалась она моложе. Ее вид поразил Рамакришну, который попросил ее войти. Она вошла и, едва увидев его, начала плакать, говоря: — Сын мой, ты тот, кого я ищу уже давно. Она принадлежала к касте брахманов, к благородной бенгальской семье, преданной культу Вайшнава; была высокообразованна и начитанна в священных текстах бхакти. Она заявила, что ищет человека, отмеченного богом, о существовании которого ей известно от божественного Духа. На нее возложена миссия принести ему великую весть. Без лишних разговоров (она даже не назвала себя и так и осталась неизвестной под именем Бхайрави Брахмани) между святой женщиной и жрецом Кали сейчас ж...

Сохраняйте тело, чувство, разум цельными и чистыми

  Что же действительно важно? Испытание самого себя. Прежде испытать себя, а потом уже верить в Бога. Вера не должна предшествовать, а должна следовать за религиозным испытанием. Если она приходит раньше, она лишена постоянства. Все же Рамакришна своей верой предрешает, что Бог — во всём, Что он — Всё, и, следовательно, тот, кто открывает глаза и смотрит вокруг себя, должен неизбежно встретить Его. Это является у него столь глубоким и постоянным ощущением, что он не испытывает никакой потребности его доказывать. Он не думает навязывать его. Он слишком уверен, что каждое здоровое, искреннее существо само дойдет до этого, и только само. Итак, у него нет другой заботы, как сделать своих учеников людьми искренними и здоровыми. Но что сказать о моральном воздействии этого существа, всецело проникнутого Богом? Слишком очевидно, что его спокойное и постоянное прозрение, слитое с его плотью, как запах ели — с осенним медом, просачивается на языки изголодавшейся молодежи, которая упивается ...

Манго

Шри Рамакришна: Предположите, что вы идёте в сад, есть плоды манго. Разве необходимо вам прежде всего сосчитать число деревьев в саду, которых, может быть, тысячи, затем число веток, которых, может быть, сотни тысяч? Конечно нет; вы прямо начинаете есть. Точно также бесполезно пускаться в разного рода споры и пререкания о Боге, что производит лишь потерю времени и энергии. Главнейшая обязанность человека заключается в любви к Богу, в развитии бхакти. Некоторые люди едят плоды манго и потом удаляют все следы, вытирая рот салфеткой. Они думают только о своём собственном удовольствии, но есть другие, которые совсем не хотят скрывать, что они ели плоды манго и готовы разделить своё удовольствие со всеми людьми. Подобным образом есть гйани, которые наслаждаются общением с Божеством и не думают говорить об этом другим. Но иначе держались гопи Вриндавана. Они не только наслаждались общением с Кришной, воплощённым Богом, но были готовы разделить своё счастье с другими. Шри Рамакришна: Я го...