Бхакта из секты
Брахмо (младшему судье): — Почему вы не соглашаетесь с тем, что он говорит?
Шри Рамакришна
(обращаясь к бхакте): — Что вы за человек? Не знаете вы разве, что соглашаться
наружно с мнением, не разделяя его, есть лицемерие?
Младший судья:
— Уважаемый господин, должны ли мы отречься от мира?
Шри Рамакришна:
— Нет. Зачем вам отрекаться? Вы можете достичь Бога, оставаясь в миру; но
сначала вы должны пробыть несколько дней в уединении и поклониться Ему в
одиночестве. Необходимо иметь спокойное место близ вашего дома, куда бы вы
могли по временам уединяться на несколько часов и приходить домой для обеда.
Кешаб Сен, Мозумдар и другие говорили мне, что они подобны радже Джанаке,
который жил в миру, а между тем достиг высшего ощущения Бога. Я возразил:
«Нелегкое дело сделаться подобным радже Джанаке; раджа Джанака был сначала
большим аскетом и проводил строгий аскетизм много лет. Вы можете уподобиться
ему, если начнете работать над собой. Человек, умеющий бегло писать
по-английски, не сразу приобрел это уменье; ему надо было практиковаться долгое
время». Я также сказал Кешаб Сену: «Не уходя в одиночество, как можно излечить
такую острую болезнь, как привязанность к мирской жизни? Она подобна самой
тяжелой форме тифозной горячки. Нельзя держать пищу, возбуждающую жажду, и
сосуды с водой около больного. У него есть сильное желание чего-нибудь острого,
а кроме того и без этого постоянная жажда. Тогда самые лучшие доктора не в
состоянии будут вылечить его. Предметы вожделения подобны острым кушаньям,
возбуждающим жажду, а жажда наслаждения подобна жажде воды. Мирская жажда беспредельна.
И пока предмет жажды доступен для больного, как можно вылечит его? И потому я
говорю, уходите оттуда, где находятся эти предметы, и побудьте в уединении
некоторое время. А когда болезнь будет излечена, вы можете жить в миру, не
поддаваясь соблазну его. И тогда вы будете жить, как «раджа Джанака». Но в
первой стадии вы должны быть очень осмотрительны. В уединении усердно
практикуйтесь в религиозных упражнениях. Молодое фиговое дерево требует
загородки для защиты, иначе его будут есть овцы и скот; но когда ствол
сделается толстым, загородка более не нужна. Можно привязать к нему слона, не
повредив его. Если, после пребывания в уединении, вы приобретете истинное
благоговение и духовную силу, тогда вы можете отправляться домой и жить в миру;
ничто не совратит вас.
Младший судья
(с большим восторгом): — Уважаемый господин, это самое прекрасное учение. Мы
должны искать уединения, но мы всегда забываем это и думаем, что можно сразу
сделаться раджей Джанака. Я с большой отрадой и радостью услышал, что нет
абсолютной необходимости покидать мир, и что человек может ощутить Бога даже у
себя дома.
Шри Рамакришна:
— Отречение, к чему оно вам? Всякую борьбу удобнее вести за стенами крепости.
Вам придется бороться с чувствами, голодом, жаждой и другими желаниями. Борьба
легче в крепости мира. Наша жизнь зависит от материальной пищи; если вам нечего
будет есть сегодня, ваш ум отвернется от Бога. Один человек сказал однажды
своей жене: «Я собираюсь покинуть мир». Жена была очень практична и возразила:
«К чему тебе искать пищи по разным домам? Когда тебе нужна пища, не лучше ли
пойти в один дом, чем в десять и более?» Зачем вам отрекаться от мира? Гораздо
удобнее жить в своем доме. Вам не придется заботиться о пище; и ваша жена будет
с вами. Для потребностей вашего тела вы все будете иметь под рукой; когда
захвораете, будет кому ухаживать за вами. Джанака, Вьяса, Васиштха и другие
достигли богопознания и жили затем в миру. Они держали два меча в руках — меч
мудрости и меч труда.
ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ
#отречение #мудрость #бог #уединение #мир #гуру #Садхана #йога
Комментарии
Отправить комментарий